Самые популярные радиопередачи в ссср. Радиовещание в ссср

Телевидение и радиовещание в СССР - Первые попытки организовать распространение «газеты без бумаги и без расстояний» предпринимались в первые годы советской власти (1917–18). Совнаркомом была создана специальная комиссия для развития радиотелеграфного дела, несколько военных радиостанций переданы в распоряжение Наркомата почт и телеграфа, а в 1918 принят декрет о централизации радиотехнического дела в России. Значительную роль в становлении радиовещания сыграли Нижегородская радиолаборатория под руководством М.А. Бонч-Бруевича и Казанская база радиоформирований. Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории были организованы в 1919 в Н. Новгороде, с 1920 – в Москве и Казани. С 1921 на главных площадях Москвы и ряда других городов размещались громкоговорящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения РОСТА – Российского телеграфного агентства. С 12 окт. 1924 начались ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А.С. Попова в Москве. Советская власть высоко оценила широкие пропагандистские и просветительские возможности радиовещания: в 1925 было принято постановление ЦК РКП(б) «О радиоагитации»; организованы Радиокомиссия ЦК РКП(б) и Радиосовет при Главлит-просвете Наркомпроса РСФСР; начали издаваться газета «Новости радио», журнал «Радио – всем» и др. В 1924–27 сформировались основные жанры радиожурналистики: радиогазета (с 23 нояб. 1924), радиожурнал, репортаж, утренняя гимнастика и др. Радиовещание стало ориентироваться на различные адресные группы. Готовились передачи для детей и подростков («Радиопионер», «Радиооктябрёнок», «Культурное наследие – детям»), молодёжи («Молодой ленинец»), рабочих («Рабочая радиогазета»), крестьян («Крестьянская радиогазета») и др. Специальное постановление Совнаркома (впоследствии получившее название «закона о свободе микрофона») было направлено на улучшение художественных программ и закрепило право на бесплатную трансляцию по радио театральных спектаклей, концертов, лекций и докладов. В 1928 предпринята попытка организации учебного радиовещания – создан радиоуниверситет (в 1930 преобразован в Институт заочного обучения по радио, однако через год он признан неэффективным и расформирован). В 1920-е гг. стремительное увеличение объёма радиовещания и числа радиовещательных станций обусловило необходимость расширения частотного спектра вещания. Первоначально радиостанции работали на средних волнах (длина 200–3000 м), в конце 1920-х гг. началось быстрое освоение длинных (св. 3000 м) и коротких (10–200 м) радиоволн. Вещание в коротковолновом диапазоне, способное покрывать большие расстояния, имело большое политическое значение, т.к. позволяло организовывать пропагандистское вещание на другие страны – иновещание, которое из СССР началось в 1929. С кон. 1920-х гг. радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. В целях централизованного руководства этой сферой в 1931 организован Всесоюзный комитет по радиовещанию и затем радиокомитеты в областях и союзных республиках. В 1930-е гг. была поставлена масштабная задача радиофикации, под которой понималось развитие проводного радио (установка радиотрансляционных точек по месту жительства и работы граждан). Радиофикация позволяла государству осуществлять жёсткий информационный контроль, полностью исключавший возможность приёма населением нежелательной информации извне, поскольку радиоточка являлась по сути приёмником с жёстко фиксированной частотой и принимала только одну, официальную радиостанцию. Волновое радиовещание было направлено преимущественно на зарубежные страны. 652 Существенно изменило структуру радиоэфира появление техники звукозаписи. Если ранее практически все передачи шли в прямом эфире, то к сер. 1930-х гг. до 20% эфирного времени в стране было занято звукозаписью. Применение звукозаписи, в свою очередь, привело к постепенному переходу от чисто словесных, вербальных, элементов к невербальным формам, прежде всего музыкальным. Другая тенденция связана с активным развитием информационного вещания, происходившего благодаря расширению дальней, в первую очередь, коротковолновой связи. Возникли первые корреспондентские сети, позволявшие оперативно передавать информацию из разных точек страны. Именно в этот период сформировался жанр информационных радиопередач в строгом смысле слова, т.е. набор кратких информационно насыщенных оперативных сообщений, выстроенных в определённой логике. До этого радиосообщения составлялись, скорее, в газетном стиле. Регулярное телевещание на оптико-механических системах началось 15 нояб. 1934 в Москве, где был создан творческий сектор телевидения при московском радиотрансляционном узле на ул. 25-го Октября (ныне Никольская ул.). Однако вскоре на смену оптико-механическим малострочным системам пришло электронное телевидение. 25 марта 1938 началось экспериментальное электронное телевещание в Москве с ул. Шаболовки (где строился телерадиоцентр), в 1939 – регулярное вещание. В 1940 было освоено массовое производство телевизоров «17-Т-1». В годы Великой Отечественной войны 1941–45 телевизионное вещание прекратилось, но радиовещание, в отличие от многих зарубежных стран, не прерывалось ни на один день и сыграло значительную роль в консолидации сил народа для победы. Регулярно передавались сводки Совинформбюро, последние известия, «Письма с фронта», а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки. Особое значение радио имело для жителей Ленинграда в период блокады, оповещая о налётах и артобстрелах, о ходе военных действий, транслируя литературные передачи и др. Вещание активно велось на оккупированной территории и, в частности, предназначалось партизанам. Процесс радиофикации в РСФСР практически завершился к 1948. В том же году Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание. С началом «холодной войны», потребовавшей расширение объёма иновещания, в 1949 вместо Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию были созданы Комитет радиоинформации (внутреннее радиовещание) и Комитет радиовещания при СМ СССР (иновещание) – таким образом СССР ответил на организацию в кон. 1940-х гг. пропагандистских радиостанций в Великобритании (русская служба Би-би-си, 1946) и США («Голос Америки» на русском языке, 1947). В кон. 1940-х гг. поворотным моментом в истории радио стало внедрение в технологию радиовещания магнитофонной записи, которая позволила осуществлять звуковое экспериментирование (шумовые эффекты, наложение записей и т.п.). Были созданы предпосылки для формирования нового, синтетического «языка радио». С кон. 1940-х гг. подавляющее большинство радиопередач шло в записи. В 1946 по инициативе СССР образована Международная организация радиовещания и телевидения – ОИРТ (Organisation Internationale de Radio-diffusion et Television – OIRT), объединявшая 22 страны-члена из Европы (штаб-квартира в Брюсселе). В 1950 несколько стран вышли из состава ОИРТ и создали альтернативный Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union) с административным центром в Женеве. Тогда же штаб-квартира ОИРТ была переведена в Прагу. Послевоенный период можно считать наивысшей фазой развития радиовещания, однако уже в кон. 1940-х в конкуренцию с ним вступило телевидение, развитие которого было приостановлено войной. Московский телецентр на Шаболовке начал трансляцию 7 мая 1945 и 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание (2 раза в неделю). В 1947 приступил к работе Ленинградский телецентр. С кон. 1940-х гг. началось производство отечественных телевизоров «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2» и «КВН-49». До кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. в телевизионном эфире преобладали демонстрации художественных и документальных фильмов, прямые трансляции концертов или публичных выступлений. Появились новые формы телепередач: в 1949 состоялся прямой репортаж с футбольного матча, в 1951 осуществлена постановка телевизионного фильма-спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше», в 1952 создана публицистическая телепрограмма. Процессу распространения телевизионного вещания за пределы Москвы и Ленинграда способствовало принятое в марте 1951 постановление СМ СССР об организации в Москве ежедневных телепередач и о создании на базе Московского телецентра Центральной студии ТВ. В 1956 введена вторая телепрограмма. В 1960-е гг. радиовещание и телевидение развивались особенно активно, охватывая всё большую часть населения. Всесоюзное радио начало круглосуточное вещание. В 1962 создана молодёжная радиостанция «Юность», в 1964 – информационно-музыкальная радиостанция «Маяк». С 1960-х гг. телевидение постепенно стало опережать радио. Число телевизоров в семьях за это десятилетие возросло почти в 10 раз. В 1967 было уже четыре программы Центрального телевидения; Госкомитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР (организован в 1957) был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет СМ СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). С 1967 стали регулярными передачи цветного телевидения, в 1967–70 в Москве введён в действие Технический телевизионный центр «Останкино». В 1960–70-е гг. возникли популярные телепередачи, которые существуют до настоящего времени: «Спокойной ночи, малыши!», «В мире животных», «Клуб путешественников», информационная программа «Время» (в 1991 закрыта, в 1995 возобновлена), «КВН», «Что? Где? Когда?». В 1975 определилась специализация отечественных теле- и радиоканалов. Радиовещание велось на пяти каналах («программах» – в терминах тех лет): 1-я программа (информационная и общественно-политическая); 2-я – «Маяк» (круглосуточная информационно-музыкальная программа); 3-я – общеобразовательная; 4-я – музыкальная; 5-я – для советских граждан, работающих за рубежом. К кон. 1980-х гг. подавляющее большинство населения РСФСР могло принимать два всесоюзных телеканала и две всесоюзные радиостанции. С сер. 1980-х гг. началось развитие кабельного телевидения. В кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. советское иновещание лидировало в мире по целому ряду параметров: по географическому охвату, по суммарному объёму вещания, по числу радиопередатчиков, по числу языков, на которых ведётся вещание (80 языков). С нач. 1990-х гг. в телевизионном и радиовещании происходят наиболее радикальные структурно-функциональные изменения. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пёстрого телерадиоландшафта. В 1990–2001 только число телеканалов всех уровней возросло с 200 до 1500. Основные тенденции развития телерадиовещания в 1990-е гг.: реорганизация государственного телерадиовещания и становление коммерческого вещания...

На сей раз ностальгировать будем по радиопередачам, на которых мы росли и вырастали, просвещались и становились всесторонне развитыми, с которыми отдыхали после работы и в перерывах от нее.
С добрым утром!
Передача развлекательного характера, впервые вышедшая в эфир Всесоюзного радио 22 мая 1960 года. Транслировалась по воскресеньям в 9:15 утра. У передачи были и последователи: «Опять 25», «Вы нам писали», «Мы с вами уже встречались», «Однажды» и «В субботу вечером».


Пионерская зорька
Ежедневная утренняя детская радиогазета, освещавшая вопросы пионерского движения, страны. Первый эфир - 19 апреля 1925 года. Передача предназначалась для школьников средних классов. Для подготовки выпусков приглашались известные деятели искусства.


РадиоНяня
Цикл радиопередач для младших школьников, выходивший в эфир Всесоюзного радио в первое воскресенье месяца. Первый выпуск - 1 января 1970 года. Благодаря шутливым выпускам «Весёлые уроки радионяни», дети с лёгкостью запоминали правила русского языка, законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения и другие полезные вещи. Авторами передач являлись Эдуард Успенский, Аркадий Хайт (автор наиболее безупречных интермедий «Веселые уроки»), Лион Измайлов, Ефим Смолин, а так же другие писатели-юмористы и поэты.

Клуб знаменитых капитанов
Цикл детских радиоспектаклей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Героями передачи были капитаны, персонажи известных книг, такие как: Капитан Немо, Лэмюэль Гулливер, Робинзон Крузо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Капитан Григорьев и многие другие.


КОАПП
КОАПП - это «Комитет по охране авторских прав природы». Цикл передач Всесоюзного радио, выходивший в 1964-1973 гг. и знакомивший детей с проблемами бионики.


В стране литературных героев
Популярная советская радиопередача для школьников средних и старших классов. Главные герои - школьник Гена и профессор Архип Архипович, открывающий путь в страну литературных произведений. В каждом выпуске герои беседуют с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений.


В рабочий полдень
Радиопередача для трудящихся, которые имели возможность послушать ее в обеденный перерыв. Передача включала концерт по заявкам, в котором зачитывались письма и поздравления. Нередко приглашались известные люди, композиторы, певцы, которые выступали в роли «почтальонов», зачитывая письма.


Театр у микрофона
Записи театральных постановок, звучавшие по Всесоюзному радио.


Встреча с песней
Первый выпуск передачи - 31 января 1967 года. В передаче обычно зачитывалось письмо от слушателя, а затем ставилась песня. Вел передачу Виктор Татарский.

На всех широтах
Передача для меломанов, появившаяся в конце 1973 года на радиостанции «Маяк». Выходила передача по воскресеньям в 14 часов 05 минут. Ведущий - Виктор Татарский. В передаче звучали мелодии исполнителей разных стран, а так же советских композиторов.

«Если у вас, товарищи, есть минут двадцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам. Мы расскажем вам...» - примерно так звучали приглашения, доносящиеся из бытовых трансляторов, или, как их тогда называли, радиоточек , которые имелись в каждой квартире и которые играли немаловажную роль в жизни советских людей.

История радиовещания в СССР началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Владимиром Лениным историческое обращение «К гражданам России». Оно известило весь мир о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов.

Чуть позже, во время Гражданской войны, декреты и распоряжения Советского правительства, ноты иностранным государствам передавались двумя радиостанциями: Царскосельской - под Петроградом и Ходынекой под Москвой.

Осенью 1918 года Ленин дал указание ученым разработать радиотелеграф. А 2 декабря того же года подписал декрет «О Нижегородской радиолаборатории». Ее возглавил Михаил Александрович Бонч-Бруевич. В январе 1920 года радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт передал, а Москва приняла по радио человеческую речь.

Настенная «сковорода»

Расцвет советского радио начался одновременно с победой над послевоенной разрухой. В 1921 году из Казани в Москву были доставлены изготовленные группой инженеров усилительные установки. Громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, что дало возможность услышать на улице речь, произнесенную в актовом зале.

В середине 1922 года в Москву из Нижнего Новгорода была доставлена самая мощная на то время в мире 12-киловаттная станция, и уже в сентябре она передала в эфир первый большой радиоконцерт. А еще через месяц вступила в строй радиотелефонная станция имени Коминтерна с радиусом действия 2 тысячи верст.

В марте 1923 года Совнарком СССР утвердил список из 11 городов, в которых должны были ударными темпами построить радиоприемные станции. Они давали возможность слушать для начала научные лекции, передаваемые из Москвы. Первая из них была посвящена великому ученому Николаю Копернику.

В честь очередной годовщины создания Красной армии был передан радиоконцерт, который принимали не только на территории Советского Союза, но и за рубежом. А в 1925 году была введена регулярная передача боя часов со Спасской башни Кремля.

Это произошло не случайно - промышленность СССР начала массовый выпуск уличных громкоговорителей и домашних репродукторов. На выпуск последних марок «Аккорд», ДП, ЛМ-3 были ориентированы такие крупнейшие профильные предприятия, как Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина, Ленинградский телефонно-телеграфный завод имени Кулакова и харьковский «Укррадиограмто» (нынешний «Протон»).

Конструкция выпускаемых ими репродукторов не случайно была весьма примитивной. Черная «тарелка», или, как ее еще называли, «сковорода», по своей цене была доступна любому гражданину, независимо от социального положения в обществе, - хоть наркому, хоть домохозяйке.

«Говорит Москва!»

Выпуск репродукторов в оригинальных красивых корпусах начался только в 50-х годах прошлого века. Так что долгие годы неказистая черная тарелка давала самые разнообразные поводы для переживаний и общения. Как радостные, так и горькие. И люди не представляли себе и дня без прослушивания радио.

Впрочем, до 1930 года в радиовещании, как и во всех новых начинаниях, царил определенный хаос. В недрах Народного комиссариата просвещения, которому была поручена организация трансляций, из-за бюрократических проволочек и отсутствия опыта никак не удавалось определить концепцию радиопередач.

Все формировалось спонтанно, единой сетки вещания не было. Например, в эфир прорывались то первая консультация для крестьян из приемной Председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина, то репортаж с аэростата, пролетающего над Москвой, то предлагалось разучивание народных песен. Причем качество звука оставляло желать лучшего.

Советские писатели того времени иногда с ехидством комментировали эволюцию радиовещания. Например, Слонимский писал: «Присядем на скамейку в парке, и мы скоро услышим в летних сумерках слетающие с высоты слова какого-нибудь гигантского громкоговорителя: "Органическая химия включает изучение всех углеродных соединений"».

В бессмертном романе «Двенадцать стульев» была описана одна из таких «передач» во время визита Остапа Бендера во второй дом собеса.

Один из авторов книги, Илья Ильф, язвительно констатировал в своих записках: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человеческое. Вот радио есть, а счастья нет». Писатель Лев Кассиль озвучил стиль подачи текстового материала: «Размеренный диктант ТАСС: "Точка... По буквам: Петр, Анна, Роман, Иван, Жанна... Париж!"».

С неменьшим сарказмом реагировал загадкой на процесс становления радиовещания и сатирический журнал «Крокодил»: «Стоит стояка, на стояке висяка; а что она орет, никто не разберет».

Но, в конце концов, начиная с января 1933 года, когда сформировался Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, начались значительные подвижки в лучшую сторону.

Еще в 1922 году в Москве по проекту архитектора Владимира Шухова была построена башня высотой около 150 метров из ажурных стальных конструкций. На ней-то и были установлены радиоантенны, транслирующие передачи Всесоюзного радио, позывными которого с 1939 года стали первые такты мелодии песни «Широка страна моя родная».

В каждый дом

К 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 миллионов индивидуальных радиоточек, которым во время войны предстояло сыграть немаловажную роль. Ведь в условиях военного положения все ламповые приемники подлежали сдаче на временное хранение. Проводное радио оставалось одним из немногих источников новостей.

Сводки Совинформбюро с театра боевых действий, передачи типа «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы Верховного главнокомандующего, звучавшие из черных репродукторов, реально поддерживали боевой дух советского населения в тяжелые годы войны.

А что уж говорить о блокадном Ленинграде! По радио читала свои пламенные стихи Ольга Берггольц. А стук метронома, доносящийся из черных «тарелок», звучал для жителей как биение пульса внешне мертвого города.

К середине 1950-х годов сетка вещания была практически сформирована. Передачи начинались в б часов утра с исполнения Гимна Советского Союза, который, ко всему прочему, означал для не имеющих будильников начало рабочего дня. Затем следовали выпуск последних известий и прогноз погоды. Период с 8 до 9 часов считался «детским временем» - передачи «На зарядку становись!» и «Пионерская зорька».

Далее следовала целая палитра передач: от идеологически выдержанных «Ленинский университет миллионов» и «Трибуны международника» до научно-популярных типа «Наука на службе мира». Значительное место в вещании занимали также радиоспектакли и музыкальные выпуски.

Особой популярностью пользовалась передача «В рабочий полдень», через которую все желающие могли не только поздравить родных и знакомых с памятной датой, но и подарить им песню.

1 августа 1964 года в шесть часов утра в эфире прозвучал музыкальный фрагмент песни «Подмосковные вечера». Это были позывные новой круглосуточной программы радиостанции «Маяк». В начале каждого получаса передавались выпуски новостей из-за рубежа и по Советскому Союзу, а потом литературные и музыкальные передачи.

К тому времени в СССР уже были популярны транзисторные приемники. Но параллельно им появились и трехпрограммные комнатные радиоточки, которые кроме программ Всесоюзного радио и «Маяка» транслировали общеобразовательные программы.

Согласно оценкам экспертов, по объемам проводного вещания СССР к 1977 году вышел на первое место в мире - общая длина линий превысила 2 миллиона километров. Постепенно на смену ему пришло телевидение. Но «кухонное радио» до сих пор остается привычным атрибутом быта миллионов людей.

Сергей УРАНОВ

И именно поэтому на развитие этой области техники были брошены значительные силы и средства. К 1959 году СССР занимал первое место в мире по мощности радиостанций и второе - по количеству радиоприемных установок - на 4 человек к этому времени приходилось по 1 установке. В год в СССР выпускались десятки миллионов радиоприемников. Общая продолжительность вещания по разным параллельным программам в СССР превышала 600 часов в сутки.
Вещание советского радио к началу 60-х шло круглосуточно. Кроме центральных каналов, были еще республиканские, где советские радиопередачи шли на языках народов СССР, краевые и областные. Вещание шло более чем на 80 языках мира.
Именно развитие радио в СССР позволило осуществить первые телепередачи. Позывные советского радио - гимн Советского Союза - и сигналы точного времени вызывали у гражданина устойчивый условный рефлекс.
Неоценима роль радиоприемника в годы войны, когда десятки людей собирались у установленной прямо на улице коробочке с рупором, чтобы послушать последние новости или, как это было в блокадном Ленинграде, стихи Ольги Берргольц или музыку Шостаковича, а голос диктора Юрия Левитана стал камертоном внутренней жизни страны.
Расцвет радио Советского Союза пришелся на 50-70 годы. В 1956 четко разделились две редакции, занимавшиеся вещанием для детей и вещанием для юношества. В 1960 была осуществлена реформа радиовещания и телевидения. Отныне радиокомитет приобрел форму не политической, а творческой организации, что не могло не сказаться на качестве советских радиопередач. В 1962 впервые на радио вышла в эфир программа радиостанции «Юность». Появилась дифференциация программ: для сельской аудитории, для рабочих, для студенчества, для воинов Советской армии. По вечерам «Юность» вещала об искусстве, о литературе и театре.
Передачи о литераторах разных эпох вел Ираклий Андроников - прекрасный рассказчик и литературовед. «Мастера советской поэзии» стали любимой передачей у многих слоев населения в СССР. С сентября 1959 года стал выходить «Народный университет культуры». И, конечно, самой востребованной передачей советского радио стал «Театр у микрофона», транслировавший радиопостановки классических и современных пьес.
К 80-м годам радио СССР вновь заговорило по-новому. Потребовался более быстрый ритм, многие радиопередачи СССР вышли в обновленном виде. Но любимыми советскими радиопередачами по-прежнему оставались «Пионерская зорька», «С добрым утром!», «Концерт по заявкам», «КОАПП», «Радио-няня», «Клуб знаменитых капитанов», «Встреча с песней», «Ровесники». В отличие от телевизора, радио на коммунальных кухнях и в личных гостиных вещало почти без перерыва, и целые поколения советских людей выросли под голоса ведущих старых передач на радио СССР.

Дарья Горобцова